torez24.ru
Телефон диспетчера администрации:
(071)322-60-79 (Феникс)
Версия для
слабовидящих
» » » Основные положения Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан»
22
ноябрь
2016
0

Основные положения Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан»


Статья4.Право граждан на обращение

1.Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2.Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности имеют право подавать обращения, не касающиеся их служебной деятельности. Обращения названных лиц, связанные с прохождением службы, регулируются законодательством об этих органах.

3.Порядок рассмотрения обращений депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики регулируется Законом Донецкой Народной Республики "О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики”, Положением о порядке работы с депутатскими обращениями и депутатскими запросами, внесенными депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики.

4.Лица, которые не являются гражданами Донецкой Народной Республики и законно находятся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращений, как и граждане Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

5.Законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики может быть предусмотрен другой порядок рассмотрения обращений определенной категории граждан.

6.Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья5.Представительство граждан при реализации права на обращение

1.Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.

2.Письменные обращения от имени несовершеннолетних или недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения несовершеннолетних или недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.

3. Представители граждан при подаче и рассмотрении обращений могут совершать действия, право на осуществление которых имеют граждане, в пределах предоставленных им полномочий.

4.Представители граждан осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

 

Статья6.Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1.Запрещается преследование гражданина и членов его семьи за представление обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2.Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не касающихся обращения. По просьбе гражданина, высказанной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежат разглашению его фамилия, место жительства и работы. Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению поставленных в обращении вопросов.

 

Статья7.Основные принципы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

Основными принципами деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

1)защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

2)обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

3)своевременность и объективность;

4)доступность, безвозмездность и равенство граждан;

5)контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения.

 

Статья8.Порядок подачи обращений

1.Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, направленным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган лично или через законного представителя.

2.Обращения адресуются непосредственно государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

3.Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов, указанных в части 2 данной статьи, или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с запретом, предусмотренным абзацем 2 части 3 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

4.Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

5.Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

6.Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

7.Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений регулируется Положением об электронных обращениях граждан.

 

Статья9.Сроки подачи обращений

1.Подача гражданами предложений (замечаний) и заявлений (ходатайств) сроком не ограничивается.

2.Жалоба на решение может быть подана гражданином в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.

3.Пропущенный срок по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными гражданином, может быть восстановлен государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

 

Статья10.Требования, предъявляемые к письменным обращениям

1.Обращения излагаются на русском или украинском языке.

2.Письменные обращения граждан должны содержать:

1)наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;

2)фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

3)изложение сути обращения;

4)дату и личную подпись гражданина (граждан).

3.Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

4.Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

5.К письменным обращениям, подаваемым представителями граждан, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

6.В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) документов, подтверждающих эту информацию.

 

Статья12.Основные права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления и должностным лицом гражданин имеет право:

1)присутствовать при рассмотрении заявления (ходатайства) или жалобы, если это не противоречит требованиям действующего законодательства Донецкой Народной Республики;

2)представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

3)знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

4)пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

5)высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления (ходатайства) или жалобы;

6)отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи заявления о прекращении рассмотрения обращения;

7)получать письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 18 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов;

8)обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

9)требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

 

Статья13.Обязанности граждан при реализации их права на обращение

При реализации права на обращение граждане обязаны:

1)соблюдать требования настоящего Закона;

2)не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

3)своевременно информировать государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо об изменении почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

 

Статья15.Сроки рассмотрения письменного обращения

1.Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения.

2.В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти календарных дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения обращения может быть сокращен от установленного этой статьей срока.

 

Статья18.Оставление обращений без рассмотрения по существу

1.Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1)обращения не соответствуют требованиям, установленным частями 1-6 статьи 10 настоящего Закона;

2)обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в судебном порядке;

3)пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

4)гражданином подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

5)с гражданином прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Закона;

2.Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимает руководитель соответствующего органа, куда поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.

3.Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1)не предъявлены документы, удостоверяющие личность граждан, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей граждан;

2)обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции государственного органа, местного самоуправления, в котором проводится личный прием;

3)гражданину в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим гражданином по таким вопросам была прекращена;

4)гражданин в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

4.Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется гражданину в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

Статья23.Рассмотрение анонимных обращений

Анонимные обращения, то есть обращения граждан, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо инициалы гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Статья26.Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

1.Представление гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

2.Должностные лица, за нарушение возложенных на них обязанностей, связанных с рассмотрением обращений граждан, несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья28.Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

1.Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан в пределах своих полномочий осуществляют Народный Совет Донецкой Народной Республики, депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики, Глава Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики, Уполномоченный по правам человека, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица.

2.В целях постоянного совершенствования работы с обращениями граждан, соответствующие органыобязаны изучать, анализировать и систематизировать содержащиеся в обращениях вопросы, данные о количестве и характере обращений и принятых по ним решений, размещать на своих официальных сайтах ответы на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы, проводить проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в этих организациях и принимать меры по устранению указанных в обращениях и выявленных нарушений.

Статья29.Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан

Надзор за соблюдением законодательства об обращении граждан осуществляется Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики. Согласно предоставленным действующим законодательством полномочиям Генеральная прокуратура принимает меры по восстановлению нарушенных прав, защиты законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.