Об Учителе и Человеке (очерк-воспоминание)
Моя школа. Моя родная Восьмая школа. Я знаю о тебе все: когда ты построена, сколько детей учишь, чем отличается мелодия твоего звонка на урок и с урока. Я точно знаю, что скажет мой классный руководитель, если я опоздаю на урок… Это твое и мое сегодня, школа. А вчера? Каким было твое вчера? Как пахли пионы на твоей клумбе 20, 50, 80 лет назад? Кто твой первый выпускник? О чем мечтала моя ровесница, например, в 1954 году? Давай вместе с тобой в школьном музее поговорим с учениками прошлых лет, откроем наш семейный альбом. Он хранит все удивительные события, неповторимые истории, и, может быть, сегодня, я узнаю многое…
Первые страницы навевают воспоминания о Дмитрии Алексеевиче Рыбалко (1916-1998). Это заслуженный учитель УССР, награжденный медалью Н.К. Крупской «За заслуги в обучении и воспитании СССР», медалью А.С. Макаренко «За заслуги в области образования и педагогической науки», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», Почетный гражданин города Тореза и директор школы с 1938 по 1985 год. Вся его жизнь и труд неразрывно связаны с жизнью школы и родного города.
На краю поселка шахты № 3-бис, неподалёку от леса, расположилась средняя школа № 8. Красивое четырёхэтажное здание, светлые классы, учебные кабинеты, актовый зал. «Тогда в 60-80 годах ХХ века здесь овладевали знаниями более тысячи детей. А в 30-е годы школа-семилетка размещалась в малоприспособленном здании, - рассказывает выпускница, учитель, а потом и директор родной школы Симонова Светлана Сергеевна. - На 300 учеников было всего 18 учителей, и только один из них, директор школы, учился в вузе. Вот тогда по решению партбюро на учебу в институт была направлена группа передовиков производства. В ней был и механик шахты 3-бис Дмитрий Алексеевич Рыбалко. В 1935 году он окончил педагогические курсы и получил назначение в семилетнюю школу № 8 преподавать физику и географию».
1 сентября 1936 года молодой учитель физики, решительно войдя в класс, бойко начал первый урок. На него пытливо уставились десятки глаз и словно спрашивали: «А что ты ещё нам интересного расскажешь?»
«Учитель всё рассказывал, а на уме была одна лишь мысль: «Я должен, я обязан справиться…» И, конечно, справился! Первый выпуск средней школы Дмитрия Алексеевича – это выпуск 1954 года, в котором учился 31 ученик. Благодаря Дмитрию Алексеевичу 11 выпускников в дальнейшем связали свою жизнь с педагогикой», – вспоминает выпускница 1954 года Кравченко Людмила Антоновна, учитель физики ОШ № 8. А ее одноклассница, учитель математики Лифинцова Раиса Васильевна, вспоминает, что детство их было послевоенное. У многих ребят отцы не вернулись с фронта, и отцом для них, заботливым и требовательным, становился Дмитрий Алексеевич.
В 1938 году Дмитрий Алексеевич уже директор школы. Но на достигнутом не останавливается. В 1939 году заочно заканчивает физико-математический факультет Артемовского учительского института и продолжает учительскую деятельность в своей школе.
А про страшные годы Великой Отечественной войны узнаем из воспоминаний выпускника школы Кулагина Виктора: «Школа оставляет о себе память на всю жизнь. Мои школьные годы связаны с большими историческими событиями в нашей стране. 3 сентября 1943 года наш посёлок был освобождён Советской Армией. Город приступил к восстановлению народного хозяйства. Школу восстанавливали своими руками. И главным прорабом, конечно, был Рыбалко Дмитрий Алексеевич».
Свыше трех тысяч ребят выучил и подготовил ко взрослой жизни Дмитрий Алексеевич Рыбалко. С любовью вспоминали и вспоминают о нем его бывшие воспитанники. И он гордился ими, знал, что все лучшее в человеке закладывается в детстве и юности, поэтому школьные годы должны быть счастливыми. Делал все от него зависящее, чтобы именно так и было. Школьные будни и праздники были насыщены задором, энергией, созиданием.
Ступакова Нила Федоровна, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе, с теплом рассказывает о трудовых отрядах старшеклассников, о велопробегах от школы до Саур-Могилы и по местам боевой славы, о Днях стахановских традиций, походах и комсомольских собраниях.
Солоница Татьяна Николаевна, выпускница 1964 года, учитель начальных классов, парторг школы, рассказывает об уроках Дмитрия Алексеевича как о празднике творчества, мысли, сотрудничества. Говорит, что после таких занятий хотелось идти в библиотеку и еще больше узнать, научиться, суметь. С гордостью вспоминает о том, что в ОШ № 8 приходили учиться педагогическому мастерству директора других школ, а учителя даже завидовали, что в школе такой руководитель. Но самым большим талантом Рыбалко Д.А., считает Татьяна Николаевна, был талант любви к людям. Учитель знал о своих учениках все, долгие годы после выпуска поддерживал с ними связь, готов был помочь, дать мудрый совет. Косарева Анжела Александровна, выпускница, а теперь учитель начальных классов, рассказывает: «Мы, дети, жили в школе, примеряя на себя роли взрослых: работали в школьных мастерских и стройотрядах, возделывали опытные участки. Были радиодикторами, вещая строгими голосами школьные новости, шефствовали над ветеранами Отечественной войны. Лучшим ученикам присваивалось звание "Примерный ученик средней школы № 8" с вручением удостоверения и нагрудного знака, который носили, прикалывая к форме. Носили с гордостью, так как вручал этот знак сам директор! Высокий, стройный, подтянутый, всегда в костюме и галстуке. Никогда не повышающий голоса на учеников, немногословный и неулыбчивый, но мы
всегда чувствовали его внимание и заботу».
С уважением о высоком авторитете директора школы Д.А. Рыбалко говорит выпускница 1966 года, учитель математики Карташова Валентина Васильевна. Вспоминает, как важно было бывшим ученикам, уже взрослым мужчинам, приехав издалека в родной город, обязательно прийти в школу пожать руку Д.А. Рыбалко. Дмитрий Алексеевич был удивительным собеседником - исключительная эрудиция позволяла ему на равных разговаривать с выпускником-агрономом, инженером, военным. Он был активным гражданином, депутатом, живейшее участие принимал во всех делах поселка и города. Становился наставником и другом для коллег-учителей. Хорошо знал коллектив, помогал решать и бытовые проблемы: от получения квартиры до трудоустройства членов семьи.
Д.А. Рыбалко считал, сколько бы ни совершенствовалась педагогическая мысль, какие бы методы не внедрялись в школьную практику, успех воспитания зависит, прежде всего, от учителя, от его авторитета. Авторитет складывается из многих компонентов: эрудиции, такта, строгой и нежной любви к детям. Этими качествами сполна обладал Дмитрий Алексеевич и стремился привить их всем учителям, работавшим с ним. «Учитель от бога. Учил детей и сам учился всю жизнь…», - так отзываются о нем коллеги и ученики…
Магия имени Дмитрий Рыбалко навсегда вошла в историю и современность моей восьмой школы.
Теперь я знаю, что самый опытный мой учитель и самый молодой – выпускники нашей школы 1966 и 2008 годов! И всегда в разные годы в школе работали ее ученики (сегодня их 10)! Поэтому традиции и современность прекрасно сочетаются в стенах Восьмой школы. Не знаю, стану ли я учителем, как Д.А. Рыбалко… Но настоящим человеком – попробую!
Неробова Александра, ученица ОШ № 8,
корреспондент школьной газеты