19
февраль
2020
Пути развития гражданской обороны в мире и ее роль в Великой Отечественной войне
По решению 9-й Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны ежегодно 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской обороны. Провозглашая его, Генеральная Ассамблея ставила своей целью более глубокое ознакомление общественности с задачами гражданской обороны и пропаганду деятельности по защите населения, материальных ценностей и окружающей среды.
Процессы становления системы гражданской обороны были запущены еще в начале XX века, когда в условиях военно-политической нестабильности особенно остро возникла необходимость защиты мирного населения.
Первоначально система гражданской обороны создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В феврале 1918 года, в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города под руководством Н.И. Подвойского. В марте 1918 года издан Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" которое устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны, в которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. По состоянию на 1932 год в СССР было создано свыше 3 тысяч формирований МПВО (местная противовоздушная оборона) различного назначения, построено несколько тысяч бомбо- и газоубежищ, обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания более 3,5 миллионов человек, более 2,5 миллионов человек были обучены мерам противовоздушной и противохимической обороны. Перед началом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск. Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 432 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Вместе с тем, завершение боевой деятельности МПВО в связи с окончанием войны обусловило целесообразность сокращения численности органов управления и сил МПВО, реорганизации её структуры.
С июнь 1945 - июль 1961 г.г. руководство МПВО-ГО (в 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону) было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек.
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года жизнь приготовила советским людям, личному составу МПВО ещё одну серьезную проверку, на территории Туркменской ССР разразилась катастрофа – произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных в мировой истории. В течение нескольких секунд столица Туркмении город Ашхабад с населением 130 тыс. человек превратился в руины.
Катастрофические масштабы последствий землетрясения впервые поставили перед страной, МПВО и Вооруженными силами СССР ряд сложных и специфических задач, для решения которых не было достаточного опыта и навыков.
К таким задачам в первую очередь относились восстановление нарушенного управления, организация поиска и спасения людей, оказавшихся под развалинами домов, оказание пострадавшим медицинской помощи, извлечение и захоронение погибших, обеспечение людей жильем и предметами первой необходимости, питанием, эвакуация женщин, детей, стариков в другие районы.
Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия. В частности, уникальным считался опыт разделения ответственности между различными министерствами за отдельные участки помощи, мобилизацию необходимых ресурсов.
Появление в 50-е годы ракетно-ядерного оружия потребовало совершенствования способов защиты населения, коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Основы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заложенные в годы функционирования МПВО, стали фундаментом, на котором была создана и поныне функционирует гражданская оборона.
В январе 1960 года Правительством СССР принимается решение о передаче штабов и войск МПВО в подчинение Минобороны СССР. С октября 1971 - июль 1987 г.г. глубокое изменение ГО связано с новыми структурными изменениями, ввиду гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
С августа 1987 - декабрь 1991 г. развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
После распада СССР бывшие союзные республики продолжили самостоятельное формирование систем гражданской обороны.
Так, например, Российская Федерация с июня 1993 года является полноправным членом МОГО и принимает активное участие во всех гуманитарных миссиях организации, одновременно с этим продолжая совершенствование унаследованной от СССР системы гражданской обороны.
В Донецкой Народной Республике развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 2015 г. Закона "О гражданской обороне». ГРАЖДАНЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБЯЗАНЫ:
ЗНАТЬ:
-основные требования руководящих документов по вопросам ГО;
-принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
-правила поведения при возникновении опасностей военного времени;
-правила и порядок оказания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях.
УМЕТЬ:
-четко действовать по сигналам оповещения;
-пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них;
-пользоваться убежищами, укрытиями;
-обеззараживать свое рабочее место, квартиру;
-оказывать доврачебную медицинскую самопомощь и помощь пострадавшим;
-защитить детей, больных и престарелых при угрозе нападения противника и при ЧС, обеспечивать их безопасность при эвакуационных и других мероприятиях.
Государственный пожарно-спасательный отряд
г.Торез МЧС ДНР
Процессы становления системы гражданской обороны были запущены еще в начале XX века, когда в условиях военно-политической нестабильности особенно остро возникла необходимость защиты мирного населения.
Первоначально система гражданской обороны создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В феврале 1918 года, в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города под руководством Н.И. Подвойского. В марте 1918 года издан Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" которое устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны, в которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. По состоянию на 1932 год в СССР было создано свыше 3 тысяч формирований МПВО (местная противовоздушная оборона) различного назначения, построено несколько тысяч бомбо- и газоубежищ, обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания более 3,5 миллионов человек, более 2,5 миллионов человек были обучены мерам противовоздушной и противохимической обороны.
С июнь 1945 - июль 1961 г.г. руководство МПВО-ГО (в 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону) было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек.
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года жизнь приготовила советским людям, личному составу МПВО ещё одну серьезную проверку, на территории Туркменской ССР разразилась катастрофа – произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных в мировой истории. В течение нескольких секунд столица Туркмении город Ашхабад с населением 130 тыс. человек превратился в руины.
Катастрофические масштабы последствий землетрясения впервые поставили перед страной, МПВО и Вооруженными силами СССР ряд сложных и специфических задач, для решения которых не было достаточного опыта и навыков.
К таким задачам в первую очередь относились восстановление нарушенного управления, организация поиска и спасения людей, оказавшихся под развалинами домов, оказание пострадавшим медицинской помощи, извлечение и захоронение погибших, обеспечение людей жильем и предметами первой необходимости, питанием, эвакуация женщин, детей, стариков в другие районы.
Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия. В частности, уникальным считался опыт разделения ответственности между различными министерствами за отдельные участки помощи, мобилизацию необходимых ресурсов.
Появление в 50-е годы ракетно-ядерного оружия потребовало совершенствования способов защиты населения, коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Основы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заложенные в годы функционирования МПВО, стали фундаментом, на котором была создана и поныне функционирует гражданская оборона.
В январе 1960 года Правительством СССР принимается решение о передаче штабов и войск МПВО в подчинение Минобороны СССР. С октября 1971 - июль 1987 г.г. глубокое изменение ГО связано с новыми структурными изменениями, ввиду гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
С августа 1987 - декабрь 1991 г. развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
После распада СССР бывшие союзные республики продолжили самостоятельное формирование систем гражданской обороны.
Так, например, Российская Федерация с июня 1993 года является полноправным членом МОГО и принимает активное участие во всех гуманитарных миссиях организации, одновременно с этим продолжая совершенствование унаследованной от СССР системы гражданской обороны.
В Донецкой Народной Республике развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 2015 г. Закона "О гражданской обороне».
ЗНАТЬ:
-основные требования руководящих документов по вопросам ГО;
-принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
-правила поведения при возникновении опасностей военного времени;
-правила и порядок оказания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях.
УМЕТЬ:
-четко действовать по сигналам оповещения;
-пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них;
-пользоваться убежищами, укрытиями;
-обеззараживать свое рабочее место, квартиру;
-оказывать доврачебную медицинскую самопомощь и помощь пострадавшим;
-защитить детей, больных и престарелых при угрозе нападения противника и при ЧС, обеспечивать их безопасность при эвакуационных и других мероприятиях.
Государственный пожарно-спасательный отряд
г.Торез МЧС ДНР