14
май
2020
Порядок привлечения работника к работе в период простоя
Пандемия коронавируса вынуждает часть работодателей временно приостанавливать работу и объявлять простой.
Статья 34 КЗоТ определяет простой как приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технически условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.
Таким образом, простой – это временная мера, используемая сторонами трудовых отношений при возникновении причин, которые делаю невозможным продолжение осуществления работником его трудовой функции.
Если в период простоя возникла разовая необходимость исполнения работником должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работодателю необходимо издать соответствующий приказ, с которым сотрудник должен быть ознакомлен. Поскольку ст. 113 КЗоТ предусмотрена оплата именно времени простоя, то в случае если простой имеет место не целый рабочий день, а только несколько часов, то часы простоя оплачиваются из расчета 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), а за остальные часы начисляется заработная плата в общем порядке на основании табеля учета рабочего времени.
Приказом Главного управления статистики Донецкой Народной Республики от 01.12.2016 года № 143 утверждены и введены в действие унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты предприятий, учреждений, организаций и разъяснения к ним (далее – Приказ). С полной версией Приказа, а также с Разъяснениями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты можно ознакомиться на официальном сайте Главного управления статистики Донецкой Народной Республики glavstat.govdnr.ru.
Унифицированной формой № Т-5 определены буквенные и цифровые коды условных обозначений используемых при заполнении табеля учета рабочего времени.
В табеле учета рабочего времени часы работы в дневное время отмечают с кодом «Я», а часы простоя – с кодом «П».
В случае если планируется в дальнейшем на постоянной основе привлекать работника к работе только на несколько часов в день, КЗоТ позволяет установить работнику режим неполного рабочего времени. По общему правилу неполный рабочий день или неполная рабочая неделя как при приеме на работу, так и впоследствии устанавливаются по соглашению между работников и работодателем (ст. 56 КЗоТ).
Если только соглашение об установлении неполного режима работы достигнуто сторонами, работодателю необходимо издать соответствующий приказ/распоряжение об отмене простоя, в котором должен быть указан новый режим работы: продолжительность неполного рабочего дня; время начала и окончания ежедневной работы; время предоставления перерыва
для отдыха и питания и его конкретная продолжительность; срок, в течение которого будет действовать режим неполного рабочего времени.
Оплата труда в режиме неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких – либо ограничений объема трудовых прав работников.
Статья 34 КЗоТ определяет простой как приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технически условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.
Таким образом, простой – это временная мера, используемая сторонами трудовых отношений при возникновении причин, которые делаю невозможным продолжение осуществления работником его трудовой функции.
Если в период простоя возникла разовая необходимость исполнения работником должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работодателю необходимо издать соответствующий приказ, с которым сотрудник должен быть ознакомлен. Поскольку ст. 113 КЗоТ предусмотрена оплата именно времени простоя, то в случае если простой имеет место не целый рабочий день, а только несколько часов, то часы простоя оплачиваются из расчета 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), а за остальные часы начисляется заработная плата в общем порядке на основании табеля учета рабочего времени.
Приказом Главного управления статистики Донецкой Народной Республики от 01.12.2016 года № 143 утверждены и введены в действие унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты предприятий, учреждений, организаций и разъяснения к ним (далее – Приказ). С полной версией Приказа, а также с Разъяснениями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты можно ознакомиться на официальном сайте Главного управления статистики Донецкой Народной Республики glavstat.govdnr.ru.
Унифицированной формой № Т-5 определены буквенные и цифровые коды условных обозначений используемых при заполнении табеля учета рабочего времени.
В табеле учета рабочего времени часы работы в дневное время отмечают с кодом «Я», а часы простоя – с кодом «П».
В случае если планируется в дальнейшем на постоянной основе привлекать работника к работе только на несколько часов в день, КЗоТ позволяет установить работнику режим неполного рабочего времени. По общему правилу неполный рабочий день или неполная рабочая неделя как при приеме на работу, так и впоследствии устанавливаются по соглашению между работников и работодателем (ст. 56 КЗоТ).
Если только соглашение об установлении неполного режима работы достигнуто сторонами, работодателю необходимо издать соответствующий приказ/распоряжение об отмене простоя, в котором должен быть указан новый режим работы: продолжительность неполного рабочего дня; время начала и окончания ежедневной работы; время предоставления перерыва
для отдыха и питания и его конкретная продолжительность; срок, в течение которого будет действовать режим неполного рабочего времени.
Оплата труда в режиме неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких – либо ограничений объема трудовых прав работников.
Комментарий предоставлен заместителем начальника Государственной
инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде
Донецкой Народной Республики
Максимом Шульженко