torez24.ru
» » Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда Надежды Васильевны Цыганковой
Номер горячей линии диспетчерской службы администрации : +7 ( 949 ) 322 - 60 - 79
27
январь
2021
0

Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда Надежды Васильевны Цыганковой

Это останется в памяти навсегда…
Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда Надежды Васильевны Цыганковой.
Детство этой женщины огненным крылом накрыла война. Может, потому она с раннего детства привыкла рассчитывать только на себя – на свои знания, силы, волю.
Помогала взрослым залечивать военные раны, преодолеть страшные последствия разрухи, вместе с ними поднимала ставший родным Донбасс, а затем нашла и заняла достойное место в жизни.
Это жительница города  Тореза - Надежда Васильевна Цыганкова.
Ее воспоминания  - о долгих месяцах блокады в родном Ленинграде; о том, как выживала под бомбежками, как покидала родной дом, как теряла родных. И о том, как кусок сахара, лепешка из мерзлой картошки были тогда роскошным угощением…
Воспоминания  Надежды Васильевны о трагических днях начала Великой Отечественной войны; долгих месяцах блокады - искренни и трогательны. Она сохранила память о войне, которая навсегда изменила мир.

Я помню…

Надежда Васильевна родилась в Ленинграде. Жили они с родителями, сестричкой и бабушкой на Московском проспекте. Ей было  чуть больше 4 лет, когда началась Великая Отечественная война. 
8 сентября 1941 года  гитлеровцы захватили г. Шлиссельбург и истока Невы и окружили Ленинград. Блокада длилась 871 день.
Перед глазами всплывают, как вспышка, картины. Вот одна из них. 
«Перед самой блокадой, когда кольцо гитлеровских войск почти сомкнулось у Ленинграда, жители города наблюдали такую  картину: полчища крыс передвигались, как полноводная река, заполонив всю улицу. Трамваи остановились, люди боялись пошевелиться… - вспоминает Надежда Васильевна, - это было каким-то зловещим знаком в преддверии будущих событий»

Что осталось в памяти? Голод, страх …

Сгорели Бадаевские склады с продовольствием, долго жители Ленинграда наблюдали зарево над городом. Сначала запасы продуктов в доме были, потом становилось все хуже и хуже. Не работал водопровод, в квартирах – холодно. Сначала топили дровами, потом  в ход пошли стулья, столы и т.д. Воду брали из Невы, за ней ездили на саночках – у кого на это еще  были силы. Хлеб выдавали по карточкам всем членам семьи, но кусочек серого хлеба был размером со спичечный коробок.  Кушать хотелось всегда.
«Дети были старше своих лет, - говорит Надежда Васильевна. - 7-10-летние носили песок, помогали старшим сбрасывать  фугасы с крыш, чтобы не было пожара. Ели все подряд. На расположенной недалеко обувной фабрике «Скороход» выпрашивали у рабочих куски клея, варили его и ели. Запах стоял ужасный, ни с чем несравнимый…»
Людей   из осажденного города отправляли машинами  по так называемой «Дороге жизни», а обратно везли продукты для замерзающего Ленинграда. Лед был еще неокрепший, часто машины вместе с грузом уходили под воду. 
После очередной бомбежки каравана машин с эвакуированными на Большую землю  по  Ладожскому озеру людьми   на семейном совете было решено  оставаться в Ленинграде.   

Люди умирали от голода, холода, лишений…

Квартиры не закрывались, чтобы в случае необходимости прийти на помощь или забрать умерших…
«В доме  у нас жила овчарка по кличке Эмир, любимица  всей семьи. Умная, в дом могла впустить любого, а вот обратно – ни-ни»,   – улыбаясь, говорит Надежда Васильевна, - и ее не стало однажды в эти тяжелые голодные дни…
Потом стало немного лучше с продуктами, прибавили дневную норму хлеба, только хлеб этот  был черный, как  асфальт и   очень невкусный. Через некоторое время начали выдавать продуктовые пайки. Мама старалась распределить продукты  так, чтобы хватило всем  на   месяц. Выдаст на один день бабушке и уходит на работу. Так и жили…»
В 1943 г. Надежду Васильевну вместе с семьей через Ладогу эвакуировали в Казахстан, а после семья переехала в г. Новоазовск, где Надежда закончила школу и техникум. Работала в городском архиве Новоазовска Донецкой области.
В 1962 году она вышла замуж и вместе с мужем Иваном Марковичем переехала в г. Торез. Супруг является ветераном органов внутренних дел, как и сама Надежда Васильевна.  Вместе они воспитали 2 дочерей, 2 внучек и 2 правнуков.
Около 40 лет Надежда Васильевна проработала в паспортной службе Торезского городского отдела. За многолетнюю работу она не раз была поощрена различными грамотами и благодарностями, как руководством городского отдела, так и Министерства внутренних дел. Кроме того, Надежда Васильевна награждена орденом «За мужество» и различными медалями.

В памяти – навсегда.

Лет 10 назад вместе с мужем Надежда Васильевна побывала в Петербурге (Ленинграде), была приглашена на Встречу поколений со школьниками города.  Ведь без таких страниц человеческих судеб, как судьба Надежды Васильевны  Цыганковой,  история Великой Отечественной не будет полной. Пусть они навсегда останутся в памяти, станут уроком мужества  для  всех нас.