СИЛЬНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Мир, окружающий нас, постоянно претерпевает изменения. Это проявляется в непрекращающихся геополитических конфликтах, во внедрении новых и современных технологий, а также в постоянном изменении климатических условий, что приводит к постоянному трансформированию угроз и опасностей для населения Земли.
В современном мире чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера имеют, как правило, синергетический, смешанный тип, поэтому все чаще оказывают более масштабные и серьёзные последствия, зачастую предшествуя гуманитарным катастрофам.
Начало XXI века ознаменовано нарастанием социальной напряженности в мире, вызванной в первую очередь экономической нестабильностью, сопровождающейся насаждаемой глобализацией экономики и потерей экономической независимости отдельных государств, двойными стандартами в политике и оценке международной ситуации, взрывными темпами роста миграции в развитые страны, что вызывает столкновение различных культур. Глобальная социальная и экономическая нестабильность наряду с постоянно возникающими новыми вызовами для национальных структур по вопросам гражданской защиты, гражданской обороны и безопасности населения (организация масштабных лагерей беженцев, оказание гуманитарной помощи населению в условиях эпидемий, локальных военных конфликтов, катастроф различного характера) приводит пример того, что не стоит забывать первопричины возникновения системы гражданской обороны, как системы защиты населения и отдельных объектов экономики в военное время.
В настоящее время единственная межправительственная организация, которая специализируется в области гражданской обороны и защиты гражданского населения на международном уровне - это Международная организация гражданской обороны (InternationalCivilDefenceOrganisation, ICDO; русск. — МОГО), которая была еще создана в 1931 году как Ассоциация Женевских зон, призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. В МОГО входят 59 стран- членов, в том числе Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Саудовская Аравия, еще 16 государств имеют статус наблюдателя.
В 2021 году Международная организация гражданской обороны, базирующаяся в Женеве, Швейцария, отметит свое 90-летие, что ставит её в ряд старейших международных организаций. Очевидно, что и в будущем человечество не избавится от катастроф и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К сожалению, также возрастает количество вооруженных конфликтов.Известно, что в первой половине XX века частота развязывания войн и военных конфликтов превысила частоту за всю историю человечества в 1,5 раза, а во второй половине - в 2,5 раза. В девяностых годах прошлого века в мире ежегодно происходило порядка 35 вооруженных конфликтов. За 50 лет после второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибло 40 миллионов человек и 30 миллионов стали беженцами. Не менее напряженно складывается ситуация и с техногенными и природными угрозами. Так, в течение 2020 года, главной угрозой устоявшемуся миропорядку стала пандемия новой коронавирусной инфекции. Фактически, с 30 января 2020 года, когда Всемирная организация здравоохранения объявила КОВИД-19 глобальной пандемией, на сегодняшний день заражено более 100 миллионов человек более чем в 200 странах.
Чтобы контролировать или даже остановить распространение вируса, многие страны приняли строгие меры, включая сдерживание и закрытие границ, чтобы ограничить передвижение людей. Как следствие, по оценкам экспертов, до 500 миллионов человек по всему миру могут оказаться в состоянии бедности из-за эпидемии, около 80% учащихся были ограничены в возможности посещать учебные заведения, промышленное производство в мире снизится на 3%, а объем прямых иностранных инвестиций упадет на 30-40%. Ярким примером влияния чрезвычайных ситуаций на национальную экономику можно считать чрезвычайную ситуацию природного характера, связанную с аномальными морозами, обрушившимися на США в начале февраля 2021 года, в результате чего была нарушена работа энергосистемы в штате Техас, вызвав перебои в энергоснабжении - общий объем производства нефти упал на треть. Ради сбережения электричества был закрыт крупнейший нефтеперерабатывающий завод США в городе Порт-Артур, а также существовала угроза порыва транспортных трубопроводов, что привело бы к масштабной экологической катастрофе.
На повышенный спрос на электроэнергию наложились серьезные проблемы с ее производством: так на атомной электростанции на юге штата отключился один из реакторов, что лишило местные сети 1,35 ГВт мощностей. К проблеме традиционной энергетики добавились проблемы энергетики зеленой - отрицательные температуры привели к остановке работы почти половины ветряных электрогенераторов штата. В сложившейся ситуации эксперты ожидают повышения цен на нефтепродукты, включая бензин не только в Северной Америке, но и во всем мире.
На фоне сказанного роль государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретает особое значение. Основная роль и ответственность за ликвидацию последствий таких чрезвычайных ситуаций и предупреждение катастроф лежит главным образом на системе гражданской обороны (далее - ГО), которая, как всякая социальная система, постоянно находится в развитии.
Опыт ее функционирования в XX веке, накопленный огромный материально-технический, организационный и научный потенциал предопределяют ведущее место гражданской обороны в общей системе государственных мероприятий по обеспечению безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности. Но для ее эффективной деятельности необходимы современная нормативная правовая база, целостная организационная структура, предусматривающая четкое разделение полномочий, подготовленные силы и средства.
В связи с этим возникает необходимость решения ряда задач, ранее никогда не стоявших перед структурами и ведомствами, функционирующими в этой системе. При этом объём мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть соотнесён с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде существенного сокращения возможных жертв и материального ущерба.
В международной сфере ключевыми направлениями по данному направлению является работа МОГО по формированию международной сети координации, международной гуманитарной деятельности, а также продвижению российских пожарно-спасательных технологий в зарубежные страны и продолжение реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы - целью программы является предотвращение новых и снижение существующих рисков бедствий путем осуществления комплексных и всеобъемлющих экономических, структурных, правовых, социальных, медицинских, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, способных предотвратить и уменьшить воздействие опасности и уровень уязвимости в отношении бедствий, а также повысить готовность к реагированию и восстановлению, увеличив таким образом степень устойчивости.
Для решения данных вопросов многими государствами мира проводится целенаправленная политика по модернизации существующих технологий в системе гражданской обороны, а также разработка и внедрение новых методов и технологий, в том числе с учетом современных научных изысканий. Сегодня уже имеется ряд внедренных технологий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, для максимального сокращения времени нахождения спасателей в опасных
зонах. Так, например, Российская Федерация занимает лидирующие позиции в сфере развития системы гражданской обороны. Ведомственная наука МЧС России широко востребована за рубежом. По таким научным направлениям, как пожаро-взрывобезопасность веществ и материалов, экстренная и радиационная медицина, экстремальная психология - на РФ ориентируется весь мир. Концепция развития роботехнических систем специального назначения определят три направления разработок: подводные комплексы, пожарные комплексы, системы радиационной, химической и биологической защиты. Для примера, на вооружении МЧС России имеются 18 робототехнических комплексов для проведения инженерных работ, 70 роботов для пожаротушения, а также 24 комплекса для проведения подводных работ. Роботы становятся все сложнее, но пока они не могут полностью заменить человека. Не прекращаясь, ведутся работы по расширению функциональных и технических возможностей робототехнических комплексов. Так же до 2030 года в системе гражданской обороны Российской Федерации планируется внедрить передовые технологии защиты населения, будет создана гибкая система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей с учетом тенденций, опасностей, угроз, особенностей регионов.
Система гражданской обороны Донецкой Народной Республики создавалась в 2014 году на базе бывшей системы гражданской защиты, которая на первоначальном этапе была недостаточна для всестороннего обеспечения уровня защиты населения и территорий Республики от последствий военных действий в условиях военной и экономической блокады. Все это привело к необходимости проведения мероприятий по модернизации методов и принципов подхода к решению задач гражданской обороны, в том числе и с использованием новейших научных исследований и технологий. Для осуществления научной и образовательной деятельности в сфере гражданской обороны, в соответствии с базовыми и новыми направлениями развития науки, техники и технологий, в МЧС ДНР были созданы и успешно функционируют научно-исследовательские и образовательные учреждения, такие как:
Государственный научно-исследовательский институт горноспасательного дела, пожарной безопасности и гражданской защиты «Респиратор» МЧС ДНР и Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР.
В период 2015-2020 годов сотрудниками центрального аппарата Министерства, АГЗ МЧС ДНР и НИИГД «Респиратор» МЧС ДНР неоднократно принято участие в проведении научно-практических конференций, в том числе и международных, разработаны и защищены на Ученом совете НИИГД «Респиратор» МЧС ДНР новые образцы средств проведения аварийно-спасательных работ и защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, которые прошли предварительные
приемочные испытания и рекомендованы к изготовлению и применению в подразделениях МЧС ДНР.
В настоящее время главным условием, обеспечивающим успешное выполнение мероприятий гражданской обороны в Донецкой Народной Республике, является дальнейшее развитие ресурсноэкономической базы. Следует отметить, что сегодня МЧС ДНР проводит активную целенаправленную работу по формированию нового, соответствующего современным реалиям и отвечающего вызовам времени, облика гражданской обороны Донецкой Народной Республики. Новые подходы к развитию системы гражданской обороны учитывают современные военно-политические и социально-экономические условия, направленные на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших и избыточных требований в сфере гражданской обороны. Таким образом, становится очевидно, что повышение устойчивости функционирования территориальных структур, объектов экономики и государственного строительства достигается в первую очередь осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения. Следовательно, сохранность экономики и государства в целом напрямую зависит от уровня развития системы гражданской обороны.