torez24.ru
» » День 22 ноября в истории
Номер горячей линии диспетчерской службы администрации : +7 ( 949 ) 322 - 60 - 79
22
ноябрь
2021
0

День 22 ноября в истории

Выпущена первая партия автомобилей "Запорожец".
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода "Коммунар" на Украине (который позже был переименован в "Запорожский автомобилестроительный завод") сошла первая промышленная партия автомобилей "Запорожец" – ЗАЗ-965.

В конце 1950-х годов партией и правительством был поставлен вопрос об углублении автомобилизации страны. Подход к характеристикам перспективных автомобилей был простым – советская легковушка, даже самая бюджетная, виделась как предмет максимально длительного пользования – прочный, долговечный, пригодный для многократных ремонтов. А еще – универсальный, на все случаи жизни. Все это объяснялось логикой жизни: машина будет куплена человеком на многолетние сбережения и, как правило, не только одна на всю жизнь, но и одна на всю ближнюю и дальнюю родню.
Одним из образцов для этого "народного автомобиля" послужил итальянский "FIAT 600", разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Он был хорош удачным сочетанием цены, потребительских качеств и оптимальных технических решений. Большинство из которых – откровенно бюджетные. Перекроенный и "доведенный до ума" конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), "горбатый", как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.
Наш "Запорожец" оказался ничуть не хуже иномарок, а во многом даже превосходил их, благодаря правильным расчетам отечественных инженеров. Еще один повод снять шляпу перед нашим автопромом 1950-60-х.
Стоил первый "Запорожец" в то время 1 200 рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся "очередникам", готовым простить все его недостатки.

Довольно быстро советский "народный" автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом "Yalta". На этой же базе завод стал выпускать и так называемые "инвалидки" – модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.
"Горбатый Запорожец" выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута" – последнего потомка "горбатого" ЗАЗ-965. Прекратить производство "запорожца" вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремится попасть Украина.
Интересный факт – 

Ставить вопрос, что "Заорожец" копирован с Fiat – нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 года), который "знатоки" называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у "нашего" – V-образный "воздушник", у "итальянца" – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле. Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.
На облик не только итогового варианта, но и множества прототипов "Запорожца" повлиял ряд факторов. Во-первых, потребность создать компактную микролитражку, способную "выживать" в непростых природных условиях разных уголков СССР, обязывала создателей сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов в конструкции автомобиля.
Интересно, но так изначально мог выглядеть "Запорожец" –

Самый интересный проект родился в сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом. Проект получил название "Белка" в честь знаменитых ирбитских пушных ярмарок. Внешне автомобиль был поистине уникальным: "подрезанный" спереди кузов, расположенный сзади мотор, дверь для посадки на задние сиденья только с правой стороны.

Но самое главное – откидывающаяся вверх-вперед передняя часть кузова, через которую производилась посадка на места водителя и переднее пассажирское. Автором этой экстравагантной конструкции стал основоположник советской школы автодизайна Юрий Аронович Долматовский.
Но оригинальная "Белка", к сожалению, из-за своей экспериментальной конструкции оказалась недостаточно безопасной и герметичной.